Как сделать школу безопасной: опыт США
12:30, 28/12/2018 Author content: Евгений Пароконный
В 2014 году в Соединенных Штатах основали общественную организацию “Партнерский альянс за безопасные школы” (PASS), в которую вошли различные общественные организации, образовательные центры и производители систем безопасности, чтобы обьединить в единое целое накопленный опыт по построению платформ безопасности в сфере образования.
Главная цель — предоставить администрациям школ и высших учебных заведений набор эффективных инструментариев, а также необходимые знания для реализации многоуровневой общенациональной программы “Безопасная школа”. В 2015 году при поддержке PASS в США опубликовали методическое пособие под названием: «Руководящие указания по безопасности и защите для школ». В методических рекомендациях приводятся практические советы и примеры удачно реализованных проектов, в том числе информация:
- о конкретных действиях, которые помогут повысить базовый уровень безопасности учебного заведения;
- проверенные методы обеспечения безопасности и распространенные ошибки;
- объективный сравнительный анализ рынка современных систем безопасности;
- советы о том, как отличить какие системы безопасности действительно важны, а какие второстепенны и приводят к лишним затратам.
При этом общая платформа безопасности в американских школах, кроме стандартных систем безопасности (связь, сигнализация видеонаблюдение, контроль доступа и безопасность инженерных сетей), содержит следующие дополнительные компоненты:
- политику безопасности в учебном заведении (внутренние правила, процедуры и ограничения);
- кибербезопасность сетей;
- создание, так называемой, кризисной команды (поручение дополнительных функциональных обязанностей по вопросам безопасности специально выбранным сотрудникам администрации учебного заведения и контроль их выполнения);
- регулярные тренинги и обучение правилам безопасности всего персонала и всех учащихся без исключения.
Специалистами подмечено, что несмотря на неоднократные напоминания школьному персоналу о важности ограничения доступа посторонних лиц в учебное заведение, все равно периодически выявляются существенные проблемы в безопасности. Так, внезапный аудит систем безопасности в школах продемонстрировал, что часто в учебное заведение можно свободно попасть через боковые двери, запасные входы в столовую или спортзал.
Кризисное планирование, как элемент Безопасной школы
В 2007 году специально созданное управление по безопасности в школах, входящее в Департамент образования США, опубликовало брошюру под названием «Практическая информация по кризисному планированию» («Practical Information on Crisis Planning»). В предисловии к изданию авторы написали:
«Знание того, как быстро и эффективно реагировать в кризисный момент, имеет решающее значение для обеспечения безопасности наших школ и учащихся. В разгар кризиса не время начинать выяснять, кто и что должен делать. В этот момент все участники (вся вертикаль сверху донизу) должны знать, что необходимо делать».
К кризисным явлениям американские специалисты по безопасности отнесли: стихийные бедствия (землетрясение, торнадо, ураган, наводнение), суровые погодные условия, пожары, экологические катастрофы; угрозы минирования, необходимость неотложной медицинской помощи пострадавшему, угрозы гибели учеников или сотрудников администрации (самоубийство, убийство, естественная смерть). Ориентируясь на упомянутое пособие, каждая школа имеет свой собственный, утвержденный «кризисный план» с пошаговыми действиями и назначенными уполномоченными лицами, отвечающими за его выполнение.

Следует отметить, что в США для обеспечения безопасности учебных заведений полагаются не только на технические средства охраны (металлодетекторы, видеокамеры и т.д.). Огромное внимание уделяется работе психологов и классных руководителей.
Впрочем, и секьюрити в американских школах – это не вахтеры (уставшие пенсионеры), сидящие на входе возле турникета. Сотрудникам безопасности школ вменяется в обязанность прямое общение с учащимися. Обязательным условием является отслеживание школьных сплетен об угрозах самоубийств, а также перепроверка фактов запугиваниях и угроз учеников принести в школу оружие или взрывчатые вещества. Более того, окружные чиновники платят десятки тысяч долларов за программное обеспечение, позволяющее администрации школ мониторить профили учеников в социальных сетях, в том числе осуществлять поиск по ключевым словам.
Безопасная школа: с чего начать
В современных украинских реалиях, в условиях ограниченного бюджетного финансирования, перед руководителями учебных заведений стоит непростая задача: максимально эффективно использовать ограниченные средства. Поэтому для повышения уровня безопасности учебного заведения и избежания лишних затрат, руководителям необходимо сделать следующие шаги:
- сформируйте (для себя) общее представление об угрозах, характерных для всех школ или ВУЗов;
- установите уязвимые места в безопасности непосредственно в вашем учебном заведении и напишите короткий бриф;
- вовлеките в процесс обсуждения будущего режима безопасности вашего учебного заведения представителей родительского комитета и активных учеников (или студентов). Согласовав с «активом» ключевые моменты, в дальнейшем вам будет легче внедрить новые внутренние правила, которые не всем придутся по вкусу;
- имея бриф (черновик технического задания) будущей системы безопасности, а также руководствуясь пожеланиями «актива», можно приступать к совместной работе с представителем фирмы-интегратора. Вместе со специалистом составьте техническое задание;
- разделите процесс написания технического задания, проектные работы и пусконаладочные работы на несколько этапов. Не стоит идти на поводу у сомнительных интеграторов и подгонять на ходу технический проект в ходе монтажных работ.
Система «Безопасная школа» установлена, что дальше?
Определите функциональные обязанности. Назначьте ответственного за функционирование всей системы безопасности и лицо его замещающее. Речь идет не только о регулярной проверке исправности технических средств охраны, но и о контроле работы сотрудников охраны.
Персонал школы должен знать, кто в случае чрезвычайного происшествия, не дожидаясь «команды сверху» (от директора, завуча или проректора) будет звонить в службы быстрого реагирования (МЧС, полицию или скорую помощь). В идеале ответственные лица должны знать не только номера «горячих линий», но и городские и мобильные телефоны оперативных дежурных правоохранительных органов и служб быстрого реагирования вашего района, города.
Проверьте наличие (доступность и работоспособность) электронных мастер-ключей или дубликатов механических ключей от дополнительных эвакуационных выходов и въездов для автотранспорта служб быстрого реагирования.
Проводите регулярные тренинги по эвакуации и «обратной эвакуации». Распространенная ошибка многих руководителей учебных заведений — не проводятся учебные тревоги по экстренному массовому входу в помещение школы. Как правило, не рассматривается ситуация, когда эпицентр внезапной угрозы для жизни и здоровья находится возле территории школы.
Создайте дублирующие каналы систем экстренного оповещения, в том числе для уведомления учащихся, их родителей и персонала о чрезвычайных происшествиях, где могут сообщаться дополнительные рекомендации и инструкции.
Вызвать специалиста ИстаГрупп и заказать проект «Безопасная школа» для вашего учебного заведения можно здесь.